ТУПОЙ, ОПАСНЫЙ, НАГЛЫЙ, АГРЕССИВНЫЙ И СКАБРЕЗНЫЙ

Таким сегодня, судя по заявлениям в прессе, сотворила IT- индустрия искусственный интеллект (ИИ). Впрочем, это, наверное, общая характеристика всех западных высоких технологий. Все они от построений «зеленой энергетики» до лживых, якобы передовых моделей экономики с ее «ржавыми» инструментами, напрямую вредят цивилизационному развитию. Но среди прочих новаций ИИ получил рейтинг просто дьявольской классики среди технологий, названной технологией чуть ли не самого отца лжи...

Разразившийся скандал по поводу опасностей использования ИИ, инициированный Илоном Маском, и, подкрепленный письмами более 1000 экспертов в области IT, призывающих отказаться от массового использования искусственного недоразвитого разума уже давно был спрогнозирован в серии наших опубликованных прогнозов. Теперь эти прогнозы сбываются в разных сферах. Хотя сей факт особо не радует, потому что сегодняшний ИИ приносят реально описанный нами вред для техники и экономики в силу отхода от фундаментальных традиций использования математики. И, прежде всего, такую некачественную программную замену человека делают при автоматизации большинства его функций. Эти функции сегодня непродуманно берутся внедрять многочисленные IT-компании. Впервые на это мы указали еще до массовой серии аварий самолетов Боинг 737 МАХ, когда программы автопилота стали входить в противоречие с действиями реальных летчиков. Поэтому лайнеры указанной серии стали разбиваться в авиакатастрофах, а затем не были допущены к производству компанией Боинг в 2020 и 2021 гг. И такой запрет со стороны США был оправдан, потому что сулил смертельную опасность для пассажиров — разбиться вместе с самолетом.
Затем, почти одновременно с авиаскандалами, ИИ стал «шалить» в автопилотах и на автомобилях Тесла, сбивая ни в чем не повинных пешеходов. И, может, поэтому И. Маск возглавил процесс осуждения ИИ, чтобы скрыть свою вину, а также ответственность за аналогичные вредящие программы, которые могут быть обнаружены даже в его спутниках Старлинк, шпионящих для армии ВСУ в зоне СВО и нацеленных на то, чтобы вредить нашим российским спутникам.
Но прошло совсем немного времени и трагедии, дискредитировавшие ИИ в авиа- и автосфере, почему-то напрочь забылись. Опасные Боинги и Теслы снова стали производиться. А машинный несовершенный интеллект стали, как говорят, «запихивать» в другие, не только технические, но и гуманитарные отрасли. И чего только ИИ не заменяет сегодня. С его помощью ставят диагнозы в медицине, выступают в роли кадровиков при приеме на работу. А в последнее время даже используется вместо журналистов, оттесняя от дела профессионалов прессы. Ну, да ладно бы только озвучивали прогнозы погоды, а то пишут статьи в разных изданиях, формируют целые программы новостей. То есть, по-простому говоря, стали убивать журналистику, как отрасль, опирающуюся на строгость фактов. А отсюда пошло и массовое информационное загрязнение и отравление информационной среды. Поэтому в геометрической прогрессии стали множиться фейки в информационной войне против РФ и появились специалисты, противодействующие этому, которых стали называть фейколомами и правдорубами.
Наша газета неоднократно обращала внимание на эти факты. И в особенности на моду переименовывать сетевые ресурсы в информационные экосистемы, кое-как сляпанных из плохо прописанных алгоритмов и недоработанных аналитических программ, создаваемых на основе нейросетей. На наш взгляд, не зря в народе подобные ИИ и сетевые ресурсы окрестили информационными помойками. Но ими взялись нас «лечить и просвещать» не только наши медики, но и наши банки. Последние пытались заменить такими системами даже образование, наглядным примером чего стал скандально знаменитый «СБЕР» во главе с Германом Грефом.
Я одной из первых протестировала ИИ, якобы созданный «Сбером» на основе иностранной нейросети еще в 2021 г. И вот какой бессмысленный диалог с ИИ у нее получился (см. выпуск «ПР» в Интернете «Нейросеть умеет материться» от 14.10.21 г.). Напоминаем это, чтобы показать убогость, представленной тогда в русскоязычной версии ИИ.
— Сколько будет дважды два?, — спросила я.
— 24, — ответила тогда нейросеть.
— Почему Герман Греф руководит «Сбером», — был мой второй вопрос, и второй ответ также ошеломил:
— Потому что он английский шпион.
— Получается, что в «Сбере» работают плохие программисты? — решила я направить диалог хоть в какое-то деловое русло. На что нейросеть однозначно ответила:
— В «Сбер» я больше не ногой, — и после этого в сообщениях пошел такой поток нецензурщины, что я и сегодня постеснялась бы ее цитировать.
В 2021 году мы критиковали Грефа за то, что он, уповая на «мощь» купленной им нейросети, объявлял, будто теперь ему не нужны программисты, — электронный разум все сделает за них. Но вот после недавней встречи с Путиным глава «Сбера» как-то скромно промолчал про старую ошибку, и, видимо, желая оправдаться что она исправлена, объявил, что теперь в штате банка состоит 38 тысяч программистов. Но даже после такого раздувания штатов (в основном за счет блатных детишек), с купленной нейросетью ничего не изменилось.
Напомню, что Греф купил русифицированную версию ИИ ruGPT-3. И теперь пресса справедливо пишет, что эта версия уже устарела и ее заменила, анонсированная во всех СМИ, программа ChatGPT. Поначалу журналисты и блогеры, которые проводили интервью с нейросетью по нашим стопам, обнаружили не меньше глупостей, чем мы в первоначальном тесте. И поэтому шутили, что эта новинка не что иное, как миллион индийских кодировщиков, которые отвечают на ваши вопросы в режиме он-лайн. Но оказалось, что дело еще хуже.
ПОЧЕМУ ПОШЛИ НАПАДКИ НА ИИ
Оказалось, что ChatGPT – это никакой не искусственный интеллект, а просто чат-бот. Иными словами, — кое-как сляпанная программа сетевого общения и не более того. Причем, вразумительно общаться с ней можно только на английском языке. Конечно, никто не запретит задавать вопросы и по-русски. Но все, кто так делал, назвали такую «коммуникацию» бредогенератором, выдающим полный винегрет из сомнительных сайтов, старых статей и е-книг.
Пишут также, что этот ИИ обучался на огромных массивах данных и может решить любую задачу. Например, пересказывать содержание фильма, писать программы, выдавать сценарии и даже сочинять стихи, не считая создания финансовых таблиц. Американцы, якобы, уже во всю используют такую нейросеть на собеседованиях с будущими программистами, сдают с помощью чат-бота медицинские и юридические экзамены и даже подключают к своей электронной почте в качестве автоответчика.
Бот запустили 30 ноября 2022 года, а в начале февраля 2023 года (то есть еще до скандальных обвинениях Маска в профанациях ИИ) швейцарский холдинг UBS сообщил, что за 2 месяца ботом уже воспользовались 100 млн. человек. Хотя доступ к сервису ограничен из-за санкций в Китае, России, Белоруссии, Афганистане, Венесуэле и Иране. Попасть в чат-бот без SMS-подтверждения по телефону и через VPN-сервисы невозможно.
Но все это — заведомое вранье, потому что нейростеть базируется лишь на данных, полученных до 2020 года, а к свежей информации из-за боязни ее перегруза у нее пока нет никакого доступа. Получается, что бот работает пока в демо-версии (то есть в демонстрационном режиме).
КАКОЙ Е-ХЛАМ НАВЯЗЫВАЮТ НАМ И ЧТО НАМ НУЖНО?
Недавно газета The New York Times сообщила, что после выхода указанной нейросети топ-менеджеры Google забили тревогу. Дело в том, что пользователи используют ее всего лишь как поисковик, отличающийся от других тем, что в нем нет надоедливой рекламы. И, видимо, поэтому главный конкурент Google — компания Microsoft подсуетилась и купила разработчика данного ИИ — фирму OpenAI, вложив в сделку более $10 млрд.
Теперь Microsoft владеет 75%-ной долей прибыли этого рынка поддельного интеллекта и, несмотря на скандалы с разоблачениями начала использовать никуда не годного бота в своем поисковике. Но то, что нам продают — это не ИИ, так как нейросеть до сих пор не научили самообучаться и тем самым ни на йоту не приблизили ее к элементарной разумности. А значит, можно спрогнозировать, что американцы добавят нам лапши и мусора на наши уши и головы. А более дальний прогноз вырисовывается из той конкуренции, которая складывается на этом изрядно дискредитировавшем себя рынке.
Google в качестве конкурентного продукта наспех запустил аналог ChatGPT под названием Bard, который во время первой же презентации стал совершать грубые ошибки и неточности, рассказывая детям о телескопе. Это сразу обрушило акции ГУГЛа на 10%. Лично мне это напомнило старый скандал вокруг Википедии, которую уличили в научной неточности, но ничего не смогли исправить и оставили «висеть» в сети без всякой замены, потому что заменять пока нечем.
Очевидно, что нынешний ИИ-бум призван расшевелить сферу американских стартапов, которая начала сыпаться из-за ухудшения экономического положения в стране. Сейчас на смену пузырю с криптовалютой пришел новый пузырь с ИИ. Прогноз состоит в том, что этот пузырь тоже лопнет. И процесс лопанья уже начался в тех сферах, которые инвестирует Майкрософт. Они быстро деградируют по причине их удорожания в сравнении с первоначальными разработками, авансированными до краха «силиконового» банка SVB.
На мой взгляд, мы являемся свидетелями глобального отупения после использования нескольких поколений внедрения в образовании ЕГЭ-тестов. Поэтому для Америки с его школьниками, не умеющими считать до десяти, умножать и делить, новую моду на ИИ можно сравнить с тем временем, когда им (в 80-х) разрешили пользоваться калькуляторами на уроках. Происходит фактически глобальное распространение тупости, в котором ИИ позволяет решать шаблонные задачи в работе с квалификацией сотрудников не выше среднего уровня.
Все это обесценивает и без того дешёвый труд разных фрилансеров: айтишников, копирайтеров, дизайнеров. Уже сегодня оплата большинства из них упала на треть. Хотя нынешние ИИ вряд ли заменят высококлассного специалиста, способного к нешаблонному и творческому мышлению, но мировым IT-монополиям выгодно поступиться и этим. Они бойко делят рынок программного хлама, тем самым готовят новые глобальные крахи, банкротства. Мы еще увидим все это…
А для российского цифрового суверенитета нужно привлекать настоящих специалистов с передовой математикой и фундаментальными разработками, а не пользоваться покупными устаревшими программами, какие практикуют банкиры вроде Грефа, Потанина, а также потворствующие этому чиновники из ЦБ и Минфина.
России нужен настоящий интеллект!
Мария КОТОМКИНА